Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В УЧЕБНЫХ ТЕКСТАХ ЗНАНИЙ

М.В. Воронов

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Информатизация образования представляет собой составную часть многогранного процесса развития цивилизации на современном этапе. Одним из актуальных направлений этого процесса является разработка методов формализации знаний, представленных в тексте в целом и в учебной литературе в частности. В статье рассматривается задача трансформации учебного текста, представленного на естественном языке, в цифровой текст. Совокупность представленных в учебных текстах знаний трактуется как система. При этом отмечается, что существенный объем сведений находится в структуре содержащихся в учебных текстах знаний, что с успехом может использоваться при создании средств, обеспечивающих повышение эффективности образовательных процессов. Предлагается метод построения математической модели структуры знаний изложенного на естественном языке учебного текста. Модель структуры знаний позволит обеспечить разработку программно-технических средств, поддерживающих процедуры анализа учебных текстов и получения значений количественных оценок их качества. Обсуждаются возможности применения таких моделей для создания средств активной поддержки самоподготовки обучаемых.

Ключевые слова

Образование, информатизация, процесс, знания, учебный текст, структура, модель.

Статья поступила: 09.10.2022; принята к печати: 15.10.2022.

Для цитирования:

________________________________________

Воронов М.В. Моделирование структуры представленных в учебных текстах знаний. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2022;1-2. Http://pcs.bsu.by/2022_1-2/9ru.pdf

For citation:

________________________________________

Voronov M.V. Modeling of the structure of knowledge presented in educational texts. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2022;1-2. Http://pcs.bsu.by/2022_1-2/9ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

М.В. Воронов
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия
Воронов Михаил Владимирович – д.т.н., заведующий кафедрой прикладной математики факультета информационных технологий, mivoronov@yandex.ru
ул. Сретенка, д. 29, 127051, г. Москва, Россия

Список библиографических ссылок

1. Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд. Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал. 2020;4. URL: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04.

2. Бедарев Н.В., Войнов А.А. Тексты на естественном языке и методы извлечения структурированных данных // Международная научно-технологическая конференция студентов и молодых ученых «Молодёжь. Наука. Технологии». Новосибирск. 2018; т. 2. С. 37-42.

3. Pavlovskiy I.S. The semantic models of large terminological texts // Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD). 2017. P. 1–5.

4. Gaspers Judith, Cimiano Philipp, Rohlfing Katharina, Wrede Britta. Constructing a Language From Scratch: Combining Bottom–Up and Top–Down Learning Processes in a Computational Model of Language Acquisition. IEEE Transactions on Cognitive and Developmental Systems. 2017; 9(2):183–196.

5. Кулешов С.В., Зайцева А.А., Марков В.С. Ассоциативно-онтологический подход к обработке текстов на естественном языке. Интеллектуальные технологии на транспорте. 2015; 4: 40–45

6. Зацман И.М. Семиотическая модель взаимосвязей концептов, информационных объектов и компьютерных кодов. Информатика и ее применение. 2009; 3(2):65–81.

7. Воронов М.В., Пименов В.И. Формализация регулятивных текстов. Информатика и автоматизация. 2021; 20(3):562–590.

8. Сабинина А.А. Учебный текст: структура и прагматика. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009; 97:222-225.

9. Воронов М.В. Герасименко П.В., Письменский Г.И. Разработка виртуальной среды самостоятельной подготовки студентов. Инновации в образовании. 2017; 9:31–44.

назад