Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

О СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

М.В. Воронов

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Происходящая технологическая революция ставит на повестку дня перед сферой образования все новые задачи, решение которых связано не только с разработкой новых образовательных методик, но и изменениями в структуре образовательного пространства. В статье на основе анализа ситуации в сфере высшего образования, в существенной мере обусловленной широким внедрением в практику информационно-коммуникационных технологий и особенно систем искусственного интеллекта, обосновывается ряд предложений по ряду вопросов подготовки специалистов разного уровня подготовки.

Ключевые слова

Образование, учебный процесс информатизация, искусственный интеллект, структура подготовки.

Статья поступила: 10.11.2025; принята к печати: 16.11.2025.

Для цитирования:

________________________________________

Воронов М.В. О структуре высшего образования в период информационной технологической революции. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/8ru.pdf

For citation:

________________________________________

Voronov M.V. On the structure of higher education in the period of information technology revolution. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/8ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

М.В. Воронов
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия
Воронов Михаил Владимирович – д.т.н., заведующий кафедрой прикладной математики факультета информационных технологий, mivoronov@yandex.ru
ул. Сретенка, д. 29, 127051, г. Москва, Россия

Список библиографических ссылок

1. Казакевич В.М. Обучение как информационно-коммуникационный процесс. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019;1, 3(60):151-164.

2. Лукиных Т.Н., Можаева Г.В. Информационные революции и их роль в развитии общества. Гуманитарная информатика. 2005;2:5-14.

3. Казаченок В.В., Русаков А.А. Искусственный интеллект в электронном обучении. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2024;1-2. URL: https://pcs.bsu.by/2024_1-2/n1.html. (дата обращения: 06.11.2025).

4. Долгая О.И. Искусственный интеллект и обучение в школе: ответ на современные вызовы. Школьные технологии. 2020; 4:29-38.

5. Чехович Ю. 90% студентов уже используют ИИ: что ждёт образование дальше [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/services/2309285-iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-90-procent-studentov-ispolzuyut-ii?ysclid=mhisscj2tb226474380 (дата обращения: 06.11.2025).

6. Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/development/1074002356.html (дата обращения: 02.11.2025).

7. Бурганова Л.А., Юрьева О.В., Кукушкина О.Ю. Риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании: взгляд студентов. Вестник экономики, права и социологии. 2025; 2:241-246. DOI: 10.24412/1998-5533-2025-2-241-246.

8. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования. Высшее образование в России. 2025; 34, 2:51-71. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71

9. Перспективы персонализированного обучения с ИИ (2025-2035 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/889836/. (дата обращения: 04.11.2025).

10. Индивидуальные и групповые занятия [Электронный ресурс]. URL: https://blog.school-olymp.ru/individualnye-i-gruppovye-zanyatiya/ (дата обращения: 04.11.2025).

11. Майорова П.Д. Искусственный интеллект в образовании: трансформация процессов обучения и новые вызовы. Молодой ученый. 2025; 43 (594):325-326.

12. Меморандум по итогам Второй форум «ИИ в высшем образовании». Тюмень 5-6 июля 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/24732e7d (дата обращения: 02.11.2025).

13. Закирова Т.В., Кашин В.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра. Вестник ОГУ. 2012; 7(143):28-36.

14. Hartley D. The «McDonaldization» of Higher Education: Food for Thought? Oxford Review of Education. 1995;21, 4:409-423.

15. Султыгов М.Д. Мотивация изучения математики студентами нематематических специальностей. Прогрессивная педагогика. 2021; 2:5-14.

16. Воронов М.В., Пименов В.И. О модернизации подготовки математиков-программистов. XIV Белорусская математическая конференция, посвященная 65-летию Института математики НАН Беларусии: материалы Международной научной конференции, Минск, 28 октября - 1 ноября 2024. В трех частях. Часть 1. Минск: Белруская навука, 2024. С. 134-136.

17. Пурдехнад Дж. Что такое «Системное мышление»? Журнал Проблемы управления в социальных системах. Томск: ТомГУ. 2012; вып. 7:61-64.

18. Минобрнауки определяет даты [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7513873?ysclid=mdvwmh09qt49334789 (дата обращения: 03.11.2025).

19. Воронов М.В. Практико-ориентированная среда для подготовки программистов / Материалы XXXVI Междунар. науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПС. 2025. С. 40-45.

20. Искусственный интеллект в высшем образовании: вызовы и перспективы революции [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2025/09/11/iskusstvennii-intellekt-v-visshem-obrazovanii-vizovi-i-perspektivi-revolyutsii?ysclid=mhhyrdthu9922427784 (дата обращения: 06.11.2025).

назад