Педагогика информатики |
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE |
ISSN 2708-4124 |
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ Л.Л. Босова ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus) Аннотация Информатика как учебный предмет имеет прочное положение в системе российского общего образования, занимает лидирующие позиции в мире. При этом широкие круги общественности (ученики и их родители, представители ИТ-компаний, бизнеса и университетов) не удовлетворены статусом и содержанием школьного курса информатики, ожидая от него значительно большего соответствия реалиям нашего времени, вызовам современного мира. Цель исследования заключаются в анализе современных подходов и инновационных практик в обучении школьников информатике и определении на этой основе возможного вектора дальнейшего развития учебного предмета. В работе проанализированы изменения в целях, содержании, средствах, методах и формах обучения информатике, происходящие в наше время. Дальнейшее развитие российского курса школьной информатики связано с формированием методической системы непрерывного обучения информатике в 1-11 классах. Ключевые слова Школьная информатика, общеобразовательный курс информатики, методическая система обучения информатике. Статья поступила: 03.02.2020; принята к печати: 15.02.2020. Для цитирования: ________________________________________ Босова Л.Л. Современные подходы и инновационные практики в обучении школьников информатике. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2020;1. Https://pcs.bsu.by/2020_1/1ru.pdf For citation: ________________________________________ Bosova L.L. Modern approaches and innovative practices in teaching school informatics. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2020;1. Https://pcs.bsu.by/2020_1/1ru.pdf Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Об авторах Л.Л. Босова
Список литературы 1. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсаль-ные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Пред-варительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. 2. Кузнецов А.А. К тридцатилетнему юбилею школьной информатики. Информа-тика и образование. 2015;7(266):3–5. 3. Босова Л.Л. Теория и методика обучения информатике младших школьников: учебное пособие. Москва: МПГУ, 2019. 180 с. 4. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика обучения информатике: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2016. 392 с. 5. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие; под ред. А.А. Кузнецова. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 207 с. 6. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. 2-е издание. Москва: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2008. 7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ 8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ 9. Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом. Информатика и образование. 2019;1(300):22–32. DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-1-22-32. 10. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровые навыки населения [Электронный ресурс]. Москва: ВШЭ, 2017. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 15.12.2019). 11. Обучение цифровым навыкам: модели цифровых компетенций. [Электронный ресурс]. URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 15.12.2019). 12. Уваров А.Ю., Ван С., Кан Ц. и др. Проблемы и перспективы цифровой транс-формации образования в России и Китае. Цифровая трансформация образования и искус-ственный интеллект: материалы II Российско-китайской конференции исследователей образования. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 c. 13. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (кон-цепция, состояние, перспективы). Препринт ВЦ СО АН СССР, № 152. Новосибирск, 1979. [Электронный ресурс] URL: http://ershov.iis.nsk.su/ru/node/805749 (дата обращения: 15.12.2019). 14. Керзон П., Макоуэн П. Вычислительное мышление: новый способ решать сложные задачи. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 266 с. 15. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление. Образование и наука. 2016;2(131):18–32. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-18-33. 16. Босова Л.Л. Вычислительное мышление как стратегическая цель общего обра-зования в области информатики и информационных технологий. Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы между-народной научно-практической интернет-конференции; под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Пав-лова. Москва: МПГУ, 2019:10–17. 17. Босова Л.Л. Параллельные алгоритмы в начальной и основной школе. Инфор-матика в школе. 2015;2(105):24–27. 18. Самылкина Н.Н. Основные подходы к построению структуры и содержания школьного курса информатики углубленного уровня. Наука и школа. 2019;6:171–182. 19. Новиков М.Ю. Принципы построения системы методов обучения на основе мо-бильных технологий. Информатизация образования: теория и практика: материалы меж-дународной научно-практической конференции; под ред. М.П. Лапчика. Омск: ОмГПУ, 2017:354–358. 20. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с. 21. K-12 Computer Science Framework. [Electronic resource]. URL: http://www. k12cs.org |