Педагогика информатики |
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE |
ISSN 2708-4124 |
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭРЫ: СОВРЕМЕННЫЙ ЛАНДШАФТ Д.А. Богданова ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus) Аннотация Современные дети растут в окружении Интернета, воспринимая его как естественную среду обитания, не несущую никакой угрозы. Действительно, Интернет предоставляет доступ к информации, но эта возможность нередко используется для плагиата, незаконной загрузки, обмена музыкой и программным обеспечением. А в социальном контексте Интернет позволяет общаться со сверстниками и незнакомцами, участвовать в различных онлайн-сообществах и взаимодействовать с местными и более отдаленными сообществами. Эти сообщества нередко имеют свои собственные правила, свой этикет и социальные соглашения. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить молодых людей ориентироваться в онлайновом мире, не нарушая моральные и этические ценности своей офлайновой жизни, использовать Интернет с позиций здравого смысла, не нанося при этом ущерба любого рода себе и другим пользователям. Разработкой содержания и стандартов обучения в этом направлении занимаются специалисты по всему миру. Настоящий материал представляет собой обзор крупных международных проектов, внесших существенный вклад в реализацию подходов по формированию новой идентичности подрастающего поколения, получивших международное признание и оказавших заметное влияние на формирование современного ландшафта нового цифрового мира. Ключевые слова Интернет-безопасность, медиаграмотность, информационная безопасность, цифровое гра-жданство, цифровой интеллект, цифровой этикет, цифровое право, цифровая идентичность, цифровой эмоциональный интеллект, цифровая конкурентоспособность, цифровая коммуникация. Статья поступила: 29.4.2020; принята к печати: 10.05.2020. Для цитирования: ________________________________________ Богданова Д.А. Обучение навыкам для цифровой эры: современный ландшафт. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2020;2. Https://pcs.bsu.by/2020_2/1ru.pdf For citation: ________________________________________ Bogdanova D.A. Skill training for the digital era: modern landscape.Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2020;2. Https://pcs.bsu.by/2020_2/1ru.pdf Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Об авторах Д.А. Богданова
Список библиографических ссылок 1. Parents’ rising concern over children online. Ofcom.2020; February, 04. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ofcom.org.uk/about-ofcom/latest/media/media-releases/2020/rising-concern-over-children-online (дата обращения: 29.04.2020). 2. Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад. Институт исследований Интернета. 2020. Март. [Электронный ресурс]. URL: https://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/ChildRunet-2019-26032020.pdf (дата обращения: 29.04.2020). 3. Богданова Д.А. Информационные технологии и образование в Евросоюзе: формирование новых профессионалов. Системы и средства информатики.2016;26(2):171-180. 4. Ribble M. S., Bailey G. D., Ross T. W. Digital Sitizenship. Addressing appropriate technology behavior. ISTE.2004; September. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ695788.pdf (дата обращения: 29.04.2020). 5. Богданова Д.А., Буркатовская Г.Р. От классификации Интернет рисков – к концепции цифрового гражданства. Народное образование.2017;(8):147–153. 6. Ribble M. S., Bailey G. D. Digital citizenship in schools. ISTE. 2007. 149 p. 7. Digital citizenship in education. ISTE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iste.org/learn/digital-citizenship (дата обращения: 29.04.2020). 8. Bennett W. L. Changing Citizenship in the Digital Age. OECD/INDIRE conference on Millennial Learners. Florence. 2007. March, 5-6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/education/ceri/38360794.pdf (дата обращения: 29.04.2020). 9. Livingstone S. The participation paradigm in audience research. TheCommunicationReview. 2013;16(1-2):21–30. 10. Ribble M., Park M. Digital Citizenship Framework Updated. Tech & Learning.2019; May, 01. [Электронный ресурс]. URL: https://www.techlearning.com/resources/digital-citizenship-framework-updated (дата обращения: 29.04.2020). 11. Богданова Д., Березина Н. Опыт формирования цифровои? и медиаграмотности: на пути к цифровому гражданству. Конференция IITE2014. Москва. 2014. 14-15 октября. 12. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1 The Digital Competence Framework for Citizens. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2017. [Электронныйресурс]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/ repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf (датаобращения: 29.04.2020). 13. DQ Institute. Leading Digital Education, Culture and Innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dqinstitute.org/ (дата обращения: 29.04.2020). 14. What is DQ (Digital Intelligence)? [Электронный ресурс]. URL: https://www.dqinstitute.org/dq-framework/#digital_intelligence (дата обращения: 29.04.2020). 15. Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. DQ Global Standards Report. 2019. [Электронныйресурс]. URL: https://www.dqinstitute. org/wp-content/uploads/2019/03/DQGlobalStandardsReport2019.pdf (датаобращения: 29.04.2020). 16. Cortesi S., Hasse A., Lombana-Bermudez A., Kim S., Gasser U. Youth and Digital Citizenship+ (Plus): Understanding Skills for a Digital World. BerkmanKleinCenterforInternet&Society. 2020. 17. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/2114/sergey-kravcov-rassmotrel-predlozheniya-po-uluchsheniyu-programm-obzh-v-shkolah/ (дата обращения: 29.04.2020). |