Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Т.А. Бороненко, В.С. Федотова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Основные направления цифровизации образовательной среды школы связаны с развитием ресурсов и материально-технической базы организации, формированием кадровых ресурсов, подготовкой программных и учебно-методических ресурсов. Образовательные эффекты цифровизации школьной учебной среды ориентированы на повышение мотивации школьников к обучению, формирование их цифровой грамотности и развитие цифровых компетенций учителя.
Цель статьи – определить перспективы цифровизации образовательной среды школы, выявить существующие проблемы и способы их решения, обосновать потенциал цифровой образовательной среды школы в формировании цифровой грамотности обучающихся.
Методология и методы. Исследование цифровой образовательной среды как основы формирования цифровой грамотности школьников опирается на идеи системного и средового подхода, позволяющих рассматривать развитие технического, информационного, коммуникативного, социального, ценностного, правового, когнитивного и других аспектов цифровой грамотности в едином пространственно-временном поле.
Результаты исследования. На основе анализа положительного и отрицательного опыта создания цифровой образовательной среды российских школ, характеристики ее функционала обозначены основные проблемы цифровизации образования, намечены возможные способы их решения. Диагностированы потенциальные риски и угрозы реализации учебного процесса в цифровой образовательной среде. Определена роль цифровой образовательной среды в формировании цифровой грамотности школьников.
Научная новизна исследования. Цифровая образовательная среда позиционирована непременным атрибутом формирования цифровой грамотности школьников, средой цифровой социализации обучающихся. Уточнена роль цифровой образовательной среды школы в организации личностно-ориентированного образования и принятия решений на основе данных для управления системой образования в целях повышения качества образования, социальной востребованности и профессиональной успешности выпускников российских школ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для определения перспектив образовательной политики в развитии цифровой грамотности школьников и цифровых компетенций учителей в условиях цифрового общества.

Ключевые слова

Цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровые технологии.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк.

Статья поступила: 22.12.2020; принята к печати: 30.12.2020.

Для цитирования:

________________________________________

Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровая образовательная среда школы как основа формирования цифровой грамотности школьников. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2021;1. Http://pcs.bsu.by/2021_1/2ru.pdf

For citation:

________________________________________

Boronenko T.A, Fedotova V.S.Digital educational environment of schools as a basis for forming digital literacy of school children. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2021;1. Http://pcs.bsu.by/2021_1/2ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

Т. А. Бороненко
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия
Бороненко Татьяна Алексеевна – д.п.н., проф., заведующий кафедрой информатики и информационных систем; kafivm@lengu.ru
Петербургское ш., 10; 196605, г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия
https://orcid.org/0000-0003-2265-3531

В. С. Федотова
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия
Федотова Вера Сергеевна – к.п.н., доц., доцент кафедрыинформатики и информационных систем; v.fedotova@lengu.ru
Петербургское ш., 10; 196605, г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия
https://orcid.org/0000-0002-1974-5809

Список библиографических ссылок

1. Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 61-2:64-66.

2. Бокова Л.Н. Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020; 24(2):274-292.

3. Ефанов А.А., Буданова М.А, Юдина Е.Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020; 20(2): 382-393. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393.

4. Бороненко Т.А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды. Перспективы науки и образования. 2019; 2(38): 167-193. DOI: 10.32744/pse.2019.2.14.

5. Соболева Е.В., Караваев Н.Л. Когнитивные факторы моделирования персональной образовательной траектории в цифровых средах с возможностью нелинейного представления информации. Перспективы науки и образования. 2019; 3(39):461-473. DOI: 10.32744/pse.2019.3.35.

6. Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов. Мирнауки, культуры, образования. 2020; 1(80): 178-180. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00073.

7. Schmidt J.T., Tang M. Digitalization in Education: Challenges, Trends and Transformative Potential. Fuhren und Managen in der digitalen Transformation. Springer Gabler, Wiesbaden, 2020. pp. 287-312.

8. da Motta Reis J.S., Costa A.C.F., Espuny M., Batista W.J., Francisco F.E., Goncalves G.S., de Oliveira O.J. (2020). Education 4.0: Gaps Research Between School Formation and Technological Development. 17th International Conference on Information Technology–New Generations (ITNG 2020). Springer, Cham, 2020. pp. 415-420.

9. Bilalova D. N., Kireeva N. A., Levina T. M., Zharinov Y. A., Ujmanova I. P. Digital Educational Resources in the Study of Humanities Subjects in a Technical University. Interna-tional Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020). Atlantis Press, 2020. pp. 320-324.

10. Ugur N.G. Digitalization in Higher Education: A Qualitative Approach. International Journal of Technology in Education and Science. 2020; 4(1):18-25.

назад