Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМЕШАННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И.Ш. Мухаметзянов

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Актуальность. Пандемия настоящего времени изменила традиционную систему образования, активизировав внедрение смешанного и дистанционного обучения с применением информационных и коммуникационных технологий. Эти формы обучения использовались и ранее, но с использованием «бумажных» технологий; несомненно, что в случае активного использования интернета меняется традиционная организация и реализация обучения в этих форматах. Если ранее они использовались преимущественно на уровне высшего образования, у студентов с высокой образовательной мотивацией, то в период пандемии они реализованы на всех уровнях обучения. Естественно, что не все учащиеся одинаково мотивированы на обучение и, соответственно, различны и их результаты.
Цель исследования. Определить существующие тенденции в изменении мотивации учащихся в условиях смешанного и дистанционного обучения, определить возможные пути ее оптимизации в целях повышения эффективности обучения.
Материалы исследования. Были проанализированы основные научные исследования в этой области за несколько последних лет из разных стран мира для оценки ситуации вне зависимости от уровня развития цифровых технологий в разных странах и уровня их доступности для учащихся.
Результаты исследования. В результате исследования можно говорить о значимости мотивации учащихся и необходимости ее стимулирования для эффективности смешанного и дистанционного обучения. Эти форматы обучения весьма специфичны и у учащихся с низкой мотивацией неэффективны.

Ключевые слова

Мотивация, смешанное обучение, дистанционное обучение, цифровое неравенство в условиях современного образования, информационные и коммуникационные технологии, цифровая образовательная среда.

Статья поступила: 05.07.2022; принята к печати: 14.07.2022.

Для цитирования:

________________________________________

Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект, мотивация учащихся и эффективность смешанного и дистанционного обучения. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2022;1-2. Http://pcs.bsu.by/2022_1-2/4ru.pdf

For citation:

________________________________________

Mukhametzyanov I.Sh. Emotional intelligence, motivation of students and the effectiveness of blendedand distance learning. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2022;1-2. Http://pcs.bsu.by/2022_1-2/4ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

И.Ш. Мухаметзянов
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Россия
Мухаметзянов Искандар Шамилевич – д.мед.н., ведущий научный сотрудник лаборатории теории и методики информатизации образования, ishm@inbox.ru
ул. Жуковского, д. 16, 105062, г. Москва, Россия

Список библиографических ссылок

1. Mirahmadizadeh, A., Ranjbar, K., Shahriarirad, R. etal. Evaluationofstudents' attitudeandemotionstowardsthesuddenclosureofschoolsduringthe COVID-19 pandemic: a cross-sectionalstudy. BMC Psychol 8, 134 (2020). https://doi.org/10.1186/s40359-020-00500-7.

2. Iqbal, J., Asghar, M. Z., Ashraf, M. A., &Yi, X. (2022). The ImpactsofEmotional Intelligence onStudents’ Study HabitsinBlended Learning Environments: The MediatingRoleof Cognitive Engagementduring COVID-19. Behavioralsciences, 12(1), [14]. https://doi.org/10.3390/BS12010014.

3. The impact of COVID-19 on education - Insights from Education at a Glance 2020. OECD (2020), OECD Secretary-General’s Report to Ministers 2020, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/27007c6c-en

4. Konecki, M. Impact of Distance Learning on Motivation and Success Rate of Students During the COVID-19 Pandemic, 2020. 43rdInternational Convention on Information, Communication and Electronic Technology (MIPRO), 2020, pp. 813-817, doi: 10.23919/MIPRO48935.2020.9245406.

5. Robert, I.; Mukhametzyanov, I.; Kastornova, V. (2019) Pedagogical and Ergonomic Conditions for The Formation of Information Educational Space // International conference “Education Environment for the Information Age - 2019" (EEIA – 2019) / Ivanova S.V. 2019. М.: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, p. 647–654. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.74.

6. Arias, J., Soto-Carballo, J.G. & Pino-Juste, M.R. Emotional intelligence and academic motivation in primary school students. Psicol. Refl. Crit. 35, 14 (2022). https://doi.org/10.1186/s41155-022-00216-0.

7. Tan, C. (2021), The impact of COVID-19 on student motivation, community of inquiry and learning performance, Asian Education and Development Studies. 2021;10(2):308-321. https://doi.org/10.1108/AEDS-05-2020-0084.

8. Barrot, J. S., Lenares, I. I., & Del Rosario, L. S. (2021). Students' online learning challenges during the pandemic and how they cope with them: The case of the Philippines. Education and information technologies, 1–18. Advance online publication. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10589-x.

9. Robert, I., Martirosyan, L., Gerova, N., Kastornova, V., Mukhametzyanov, I., Dimova, A. (2016). Implementationofthe Internet forEducationalPurposes. In: Uskov, V., Howlett, R., Jain, L. (eds) Smart Education and e-Learning 2016. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 59. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_51.

10. Cui S, Zhang C, Wang S, Zhang X, Wang L, Zhang L, Yuan Q, Huang C, Cheng F, Zhang K, Zhou X. Experiences and Attitudes of Elementary School Students and Their Parents Toward Online Learning in China During the COVID-19 Pandemic: Questionnaire Study. J Med Internet Res (2021);23(5): e24496. DOI: 10.2196/24496.

11. Lischer, S., Safi, N., Dickson, C. Remote learning and students’ mental health during the Covid-19 pandemic: A mixed-method enquiry. Prospects (2021). https://doi.org/10.1007/s11125-020-09530-w.

12. Melguizo-Ibanez, E., Gonzalez-Valero, G., Badicu, G., Filipa-Silva, A., Clemente, F. M., Sarmento, H., Zurita-Ortega, F., &Ubago-Jimenez, J. L. (2022). MediterraneanDietAdherence, Body Mass Index andEmotional Intelligence inPrimary Education Students-AnExplanatory Model as a Functionof Weekly PhysicalActivity. Children (Basel, Switzerland), 9(6), 872. https://doi.org/10.3390/children9060872.

13. Mukhametzyanov, I. Assessment oflevelsofformationofcompetenceofstudentsasusersofinformationandcommunicationtechnologyinthefieldofhealthcare / I. Mukhametzyanov, A. Dimova // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Vol. 59. – P. 585-593. – DOI 10.1007/978-3-319-39690-3_52.

14. Istijanto, (2021), The effects of perceived quality differences between the traditional classroom and online distance learning on student satisfaction: evidence from COVID-19 pandemic in Indonesia, Quality Assurance in Education, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/QAE-08-2020-0098.

15. Ferrer, J., Ringer, A., Saville, K. et al. Students’ motivation and engagement in higher education: the importance of attitude to online learning. High Educ (2020). https://doi.org/10.1007/s10734-020-00657-5.

16. Michalski, Connor & Cowan, Melissa &Bohinsky, Jonathan & Dickerson, Ryan &Plochocki, Jeffrey. (2020). Mixed Reality Technology Influences Motivation for Learning in Medical Students. MedEdPublish. 9. doi:10.15694/mep.2020.000155.1.

17. Topping, K. J., Douglas, W., Robertson, D., & Ferguson, N. (2022). Effectiveness of online and blended learning from schools: A systematic review. Review of Education, 10, e3353. https://doi.org/10.1002/rev3.3353.

18. Ismaili, Y. Evaluation of students’ attitude toward distance learning during the pandemic (Covid-19): a case study of ELTE university, On the Horizon, 2021;29(1):17-30. https://doi.org/10.1108/OTH-09-2020-0032.

19. Yu, Z. The effects of gender, educational level, and personality on online learning outcomes during the COVID-19 pandemic. Int J Educ Technol High Educ.2021;18(14). https://doi.org/10.1186/s41239-021-00252-3.

20. Biwer, F., Wiradhany, W., oudeEgbrink, M., Hospers, H., Wasenitz, S., Jansen, W., de Bruin, A. (2021) Changes and Adaptations: How University Students Self-Regulate Their Online Learning During the COVID-19 Pandemic. Front. Psychol. 12:642593. doi: 10.3389/fpsyg.2021.642593.

21. Домбровскис, В., Гусева, С., Чапулис, С. (2014). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014;3 (3):210–214.

назад