Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ КАК УСЛОВИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ш. Мухаметзянов

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Цифровая трансформация образования может быть реализована в двух основных направлениях: трансформация организации и управления образованием и трансформация процесса обучения. Наиболее сложной представляется именно вторая часть трансформации. Она зависит, во многом, от уровня цифровой грамотности участников образовательной деятельности – педагогических работников и обучающихся. Для педагогических работников подготовка в этой области носит системный характер как в профильных вузах, так и в рамках дополнительного образования (формальное образование) и дополняется отдельными элементами в рамках информального образования. У обучающихся формирование цифровой грамотности носит направленность скорее от информального (самообучение) к формальному обучению в рамках разных предметных областей (метапредметный результат) и систематизируется в предметной области «Информатика». Необходимо отметить, что до настоящего времени нет единого понимания содержания цифровой грамотности и способов ее измерения. Это осложняет существующую изначально ситуацию цифрового неравенства обучающихся в доступе к цифровой образовательной среде, деятельности в ней, интеграции в цифровую среду государства и социализацию в рамках традиционных ценностей. Возникающая на фоне цифрового неравенства обучающихся ситуация когнитивного диссонанса (эффект Даннинга-Крюгера) крайне осложняет как сам процесс обучения, так и провоцирует значимые психологические проблемы на его фоне. Предупреждение развития психологических проблем и неэффективности в обучении и является основной задачей в рамках процесса включения обучающихся в цифровую образовательную среду.

Ключевые слова

Цифровая трансформация образования; цифровая образовательная среда; цифровая грамотность обучающегося; цифровое неравенство; удаленное рабочее место обучающегося; учебная деятельность, реализуемая в информационно-образовательной среде; эффект Даннинга-Крюгера.

Статья поступила: 14.08.2024; принята к печати: 24.08.2024.

Для цитирования:

________________________________________

Мухаметзянов И.Ш. Цифровая грамотность учащегося как условие цифровой трансформации образования. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2024;1-2. Http://pcs.bsu.by/2024_1-2/7ru.pdf

For citation:

________________________________________

Mukhametzyanov I.Sh. Student's digital literacy as a condition for digital transformation of education. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2024;1-2. Http://pcs.bsu.by/2024_1-2/7ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

И. Ш. Мухаметзянов
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Россия
Мухаметзянов Искандар Шамилевич – д.мед.н., профессор кафедры педагогики, mukhametzyanov@instrao.ru
ул. Жуковского, 16; 105062, г. Москва, Россия
https://orcid.org/0000-0001-5008-0721

Список библиографических ссылок

1. Дубовер Д. А., Дмитрова А. В., Ющенко Д. И. Отечественные и зарубежные ин-струменты оценки цифровой грамотности. Международный журнал экономики и образо-вания. 2020. Т. 6, № 1. С. 5–16.

2. Иванченко Д. А. К вопросу формирования и оценки цифровой грамотности личности. Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 66–74. DOI 10.31862/2218–8711-2020-3-66-74.

3. Индекс цифровой грамотности-2023. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/. (дата обращения: 4.08.2024).

4. Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата. Сост. И. В. Роберт, В. А. Касторнова. М.: Изд-во АЭО, 2023. 182 с. ISBN 978-5-8323-1121-0.

5. Мухаметзянов И. Ш. Информационная грамотность как основа информационной культуры учащегося в условиях информационного взаимодействия, структура, содержа-ние, оценка. Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3(99). С. 144–157. DOI 10.24412/2224–0772-2024-99-144-157.

6. Мухаметзянов, И. Ш. Информационная нагрузка, информационная перегрузка, избегание информации и их влияние на здоровье обучающихся в условиях цифровой об-разовательной среды. Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 июня 2023 года. Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. С. 539–545.

7. Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России. Социоло-гические исследования. 2023. № 11. С. 51–61. DOI 10.31857/S013216250028532-8.

8. Рекомендации Американской библиотечной ассоциации по цифровой грамотно-сти. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.ed.gov/about/offices/list/ovae/pi/AdultEd/wioa-faqs.pdf. (дата обращения: 5.08.2024).

9. Солдатова Г. У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е. Ю. Цифровая компе-тентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

10. Чигирь Т. К. К вопросу оценки сформированности цифровой грамотности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Образование лиц с особыми об-разовательными потребностями: методология, теория, практика: Материалы Международ-ной научно-практической конференции, Минск, 06 октября 2022 года / Редколлегия: В.В. Хитрюк [и др.]. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педаго-гический университет имени Максима Танка», 2022. С. 325–329].

11. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator - United Na-tions, Unesco Institute for statistics, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference- digital-literacy-skills-2018-en.pdf. (дата обращения: 4.08.2024).

12. Chen, Q., & Ma, Y. (2022). The influence of teacher support on vocational college stu-dents' information literacy: The mediating role of network perceived usefulness and information and communication technology self-efficacy. Frontiers in psychology, 13, 1032791. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1032791.

13. Council Recommendation on Key Competencies for Lifelong Learning, May 22, 2018, ST 9009 2018 INIT. [Электронный ресурс]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9009-2018-INIT/en/pdf. (дата обращения: 4.08.2024).

14. DigComp 2.2: The Digital Competence Framework for Citizens - With new examples of knowledge, skills and attitudes. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC128415. (дата обращения: 4.08.2024).

15. DigCompSat. Инструмент саморефлексии для Европейской системы цифровой компетентности граждан. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC123226 (дата обращения: 4.08.2024).

16. Dolenc, К., Sorgo, А. (2020) Information literacy capabilities of lower secondary school students in Slovenia, The Journal of Educational Research, 113:5, 335-342, DOI: 10.1080/00220671.2020.1825209.

17. Gilster, P. (1997). Digital Literacy. Chichester, New York, Weinheim Wiley Computer Pub. 276 p. ISBN 0471249521, 9780471249528.

18. Hobbs R. Create to Learn: Introduction to Digital Literacy. Wiley. (2017) 304 p. ISBN: 1118968352. ISBN-13(EAN):9781118968352.

19. Jansen, R.A., Rafferty, A.N. & Griffiths, T.L. A rational model of the Dunning–Kruger effect supports insensitivity to evidence in low performers. Nat Hum Behav 5, 756–763 (2021). https://doi.org/10.1038/s41562-021-01057-0.

20. Kruger, J., Dunning, D. (1999). Unskilled and unaware of it: How difficulties in recog-nizing one's own incompetence lead to inflated self-assessments. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1121–1134. https://doi.org/10.1037/0022-3514.77.6.1121.

21. Lang, V., Spernjak, A., Sorgo, A. (2023). Does Daily Use of Digital Technologies In-fluence the Reading and Information Literacy of 15-year-old Students? 2023 46th MIPRO ICT and Electronics Convention (MIPRO), 716–721.

22. Mazor, M., Fleming, S.M. (2021). The Dunning-Kruger effect revisited. Nat Hum Be-hav 5, 677–678. https://doi.org/10.1038/s41562-021-01101-z.

23. Muller A., Sirianni L., Addante R.J. (2019) Neurophysiological Correlates of the Dun-ning-Kruger Effect Reveal Contributions of Episodic Memory to Metacognitive Judgments of Illusory Superiority. bioRxiv 2019.12.26.888511; doi: https://doi.org/10.1101/2019.12.26.888511.

24. Nierenberg, E., & Dahl, T. I. (2023). Is information literacy ability, and metacognition of that ability, related to interest, gender, or education level? A cross-sectional study of higher education students. Journal of Librarianship and Information Science, 55(1), 57-69. https://doi.org/10.1177/09610006211058907.

25. Rapeli, L. (2023). Illusion of knowledge: is the Dunning-Kruger effect in political so-phistication more widespread than before? Journal of Elections, Public Opinion and Parties, 34(3), 573–583. https://doi.org/10.1080/17457289.2023.2214734.

26. Siregar, F. H., Kholil, S., & Lahmuddin. (2024). Overview of the Dunning-Kruger ef-fect in interpersonal communication among youth organisation members. Jurnal Studi Komu-nikasi, 8(1), 092 - 103. https://doi.org/10.25139/jsk.v8i1.7664.

27. Zurkowski, P.G. (1974). The Information Service Environment Relationships and Prior-ities. Related Paper No. 5. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED100391.pdf.

назад