Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

СТРАТЕГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОГО ПЕРЕХОДА В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ ОТ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ЧЕРТЕЖНИК К КОМПЬЮТЕРНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЮ ЧЕРЕПАХА

C.И. Зенько

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Выбор языка программирования, на основе которого продолжается формирование базовых понятий алгоритмизации у учащихся 6-х классов и начинается реализация процесса обучения их основам программирования, – актуальный вопрос и сегодня. В новом издании учебного пособия «Информатика» (6 класс) в качестве языка программирования рассматривается Python. В качестве средства обучения выступает компьютерный исполнитель Черепаха. В Республике Беларусь накоплен достаточный опыт для обучения учащихся на основе языка программирования PascalABC.NET (с компьютерным исполнителем Чертежник). В статье представлена стратегия преемственного перехода между компьютерными исполнителями. Обоснована и предложена оптимизированная подсистема команд компьютерного исполнителя Черепаха для изучения начал программирования. Приведены поурочные методические реко-мендации для учителей информатики и примеры заданий, используя которые можно реализо-вать изучение темы "Алгоритмы и исполнители" с учащимися 6-го класса в соответствии с действующей учебной программой по информатике.

Ключевые слова

Дидактика информатики, школьная информатика, методика обучения началам программирования, компьютерный исполнитель Черепаха, компьютерный исполнитель Чертежник, язык программирования Python, деятельностно-семантический подход, когнитивный под-ход.

Статья поступила: 04.11.2024; принята к печати: 11.11.2024.

Для цитирования:

________________________________________

Зенько С.И. Стратегия преемственного перехода в школьной информатике от компьютерного исполнителя ЧЕРТЕЖНИК к компьютерному исполнителю ЧЕРЕПАХА. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2024;1-2. Http://pcs.bsu.by/2024_1-2/9ru.pdf

For citation:

________________________________________

Zenko S. Strategy of successful transition in school informatics from computer performer DRAWMAN to computer performer TURTLE. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2024;1-2. Http://pcs.bsu.by/2024_1-2/9ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

С. И. Зенько
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Республика Беларусь
Зенько Сергей Иванович – к.п.н., доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики; ph.d.szenko@gmail.com
ул. Советская, 18; 220030, г. Минск, Беларусь

Список библиографических ссылок

1. Босова, Л. Л. О разноуровневом обучении программированию в курсе информа-тики основной школы в условиях дифференциации содержания обучения / Л. Л. Босова, Н. Н. Самылкина, В. А. Мишин // Преподаватель XXI век. – 2024. – № 1. – Часть 1. – С. 253–273.

2. Быкадоров, Ю. А. Преподавание информатики в начальной школе: зарубежный опыт / Ю. А. Быкадоров, О. В. Шепелюк // Подготовка учителя начальных классов: про-блемы и перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 5 дек. 2018 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н.В. Жданович [и др.]. – Минск, 2019. – С. 8–12.

3. Гришков, Д. Ю. Язык высокого уровня программирования Python / Д. Ю. Гриш-ков, Н. М. Аусилова // Наука и реальность. – 2022. – № 1(9). – С. 114–117.

4. Зенько, С. И. Деятельностно-семантический подход к профессиональной направ-ленности формирования понятийной компетенции учителя информатики в педагогиче-ском университете / С. И. Зенько // Весці Бел. дзярж. пед. ун-та. Сер. 3, Фізіка. Матэматы-ка. Інфарматыка. Біялогія. Геаграфія. – 2018. – № 4. – С. 61–71.

5. Зенько, С. И. Особенности изучения общеучебных понятий школьной информа-тики и математики / С. И. Зенько // Математика. – 2019. – № 5. – С. 3–15.

6. Зуфарова, А. С. Методика обучения программированию учащихся: проблемы и решения / А. С. Зуфарова, Р. А. Суходуб // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 166–174.

7. Информатика. 6–11-е кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений образования, реализующих образоват. прогр. общ. сред. образования с рус. яз. обучения и воспитания / А. И. Лапо, Е. Н. Войтехович. – Минск : НИО : Аверсэв, 2023. – 63 с.

8. Котов, В. М. Информатика : учеб. пособие для 6 кл. учреждений общ. сред. обра-зования с рус. яз. обучения / В. М. Котов, Н. П. Макарова, А. И. Лапо, Е. Н. Войтехович. – 2-е изд. пересм. и дополненное. – Минск : Нар. асвета, 2024. – 183 с.

9. Лапо, А. И. Информатика, 6 класс : практикум / А. И. Лапо, Е. Н. Вайтехович, А. Н. Мороз. – Минск : Аверсев, 2024. – 128 с.

10. Макарова, Н. П. Информатика : учеб. пособие для 6 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н. П. Макарова, А. И. Лапо, Е. Н. Войтехович. – Минск : Нар. асвета, 2018. – 168 с.

11. Овчинникова, Л. Г. Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Г. Овчинни-кова, С. Г. Пузиновская. – Минск : Аверсэв, 2024. – 126 с.

12. Проблемы программирования в рамках школьного образования / И. В. Барышева, О. А. Козлов, Е. В. Малкина, Н. В. Шестакова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – Серия: Социальные науки. – 2023. – № 3 (70). – С. 174–179.

13. Пупцев, А. Е. Информатика : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учре-ждений с белорус. и рус. яз. обучения 11-летним сроком обучения / А. Е. Пупцев, Н. П. Макарова, А. И. Лапо. – Минск : Нар. асвета, 2008. – 126 с.

14. Пупцев, А. Е. Информатика : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений, обеспечи-вающих получение общ. сред. Образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обуче-ния / А. Е. Пупцев, П. Л. Гращенко, А. И. Лапо. – Минск : Нар. асвета, 2003. – 158 с.

15. Рисунки и фигуры по координатам / Е. Е. Алексеева. – [Электронный ресурс]. URL: https://alekseevaee.ru/metodobespechenie/programmy/risuem-po-koordinatam#Risunki-10-00 (дата обращения: 01.10.2024).

16. Стоянов, Н. Э. Развитие средств обучения основам программирования во второй половине XX – начале XXI века / Н. Э. Стоянов, В. Н. Тарасова // История и педагогика естествознания. –2022. – № 2-3. – С. 74–79.

17. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для V класса учрежде-ний образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – [Электронный ресурс]. URL: https://adu.by/images/2023/08/matem/up_mat_5_rus_1.docx (дата обращения: 01.10.2024).

18. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI класса учрежде-ний образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания – [Электронный ресурс]. URL: https://adu.by/images/2023/08/matem/up_mat_6_rus_1.docx).

назад