![]() |
Педагогика информатики |
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE |
ISSN 2708-4124 |
|
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА В.В. Казаченок, А.А. Русаков ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus) Аннотация Рассматриваются возможности чат-бота ChatGPT и других больших языковых моделей (LLM) на базе искусственного интеллекта для решения математических задач различного уровня сложности. Акцентируется внимание на способностях чат-бота в обучении учащихся и студентов математике и информатике. Анализируются сильные и слабые стороны больших языковых моделей, а также риски их применения в точных науках без квалифицированного анализа ответов. Перечисляются задачи педагогов, в решении которых им может помочь рассматриваемый чат-бот, определяются направления развития LLM для повышения точности их ответов при решении математических задач. Ключевые слова Искусственный интеллект; чат-бот; большие языковые модели; решение задач; обучение. Статья поступила: 25.05.2025; принята к печати: 30.05.2025. Для цитирования: ________________________________________ Казаченок В.В., Русаков А.А. Искусственный интеллект и математика. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/2ru.pdf For citation: ________________________________________ Kazachenok V.V., Rusakov A.A. Artificial intelligence and mathematics. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/2ru.pdf Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Об авторах В. В. Казаченок
А. А. Русаков
Список библиографических ссылок 1. Нейросеть Chat GPT на русском. GPT-chatbot [Электронный ресурс]. URL: https://gpt-chatbot.ru/ (дата обращения: 23.05.2025). 2. Логачева О.М., Логачев А.В. ChatGPT как цифровой помощник в обучении математическим дисциплинам [Электронный ресурс]. URL: https://sgugit.ru/upload/science-and-innovations/conference-ssga/international-scientific-methodical-conference-actual-problems-of-education/collections-of-materials-nmk-2023/part1/088-094.pdf (дата обращения: 23.05.2025). 3. Кузнецов А. Обзор ChatGPT с примерами использования в различных задачах. Искусственный интеллект; исследования и прогнозы в IT [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/708646/ (дата обращения: 23.05.2025). 4. Искусственный интеллект умеет писать стихи, но все еще испытывает трудности с математикой. Онлайн-школа программирования для детей [Электронный ресурс]. URL: https://code-it-school.ru/blog/iskusstvennyj-intellekt-umeet-pisat-stihi-no-vse-eshhe-ispytyvaet-trudnosti-s-matematikoj/ (дата обращения: 23.05.2025). 5. Проверяем, какой ИИ бот лучше решает математические задачи; сравниваем ChatGPT и Gemini на задачах уровня ЕГЭ. Математика; машинное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/sandbox/220498/ (дата обращения: 23.05.2025). 6. Левченко С. ИИ все еще слаб в высшей математике: неутешительные выводы ученых. hi-tech 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/117644-ii-vse-eshe-slab-v-vysshej-matematike-neuteshitelnye-vyvody-uchenyh/ (дата обращения: 23.05.2025). 7. Пантюх С. OpenAI представила новую ИИ-модель o1 для решения сложных задач. hi-tech 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://incrypted.com/openai-predstavila-novuyu-ii-model-o1-dlya-resheniya-slozhnyh-zadach/ (дата обращения: 23.05.2025). 8. Мариносян А.Х. ChatGPT-4 в обучении физике и математике: возможности, ограничения и перспективы совершенствования. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2024; 4(70):95– 115. 9. Казаченок В.В., Русаков А.А. Искусственный интеллект в электронном обучении. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2024; 1-2. URL: https://pcs.bsu.by/2024_1-2/1ru.pdf (дата обращения: 23.05.2025). 10. West C.G. Advances in apparent conceptual physics reasoning in ChatGPT-4 [Electronic resource]. URL: https://arxiv.org/abs/2303.17012. (Date of access: 23.05.2025). |