Педагогика информатики
PEDAGOGY OF COMPUTER SCIENCE
ISSN 2708-4124

рус

eng

Главная
Политика журнала
Редакция
Текущий номер / Архив
Для авторов
Контакты

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА

В.В. Казаченок, А.А. Русаков

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)

Аннотация

Рассматриваются возможности чат-бота ChatGPT и других больших языковых моделей (LLM) на базе искусственного интеллекта для решения математических задач различного уровня сложности. Акцентируется внимание на способностях чат-бота в обучении учащихся и студентов математике и информатике. Анализируются сильные и слабые стороны больших языковых моделей, а также риски их применения в точных науках без квалифицированного анализа ответов. Перечисляются задачи педагогов, в решении которых им может помочь рассматриваемый чат-бот, определяются направления развития LLM для повышения точности их ответов при решении математических задач.

Ключевые слова

Искусственный интеллект; чат-бот; большие языковые модели; решение задач; обучение.

Статья поступила: 25.05.2025; принята к печати: 30.05.2025.

Для цитирования:

________________________________________

Казаченок В.В., Русаков А.А. Искусственный интеллект и математика. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/2ru.pdf

For citation:

________________________________________

Kazachenok V.V., Rusakov A.A. Artificial intelligence and mathematics. Electronic scientific and methodological journal “Pedagogy of computer science”. 2025;1-2. Http://pcs.bsu.by/2025_1-2/2ru.pdf

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Об авторах

В. В. Казаченок
Белорусский государственный университет
Республика Беларусь
Казаченок Виктор Владимирович – д.п.н., заведующий кафедрой компьютерных технологий и систем; kazachenok@bsu.by
пр. Независимости, 4; 220030, г. Минск, Беларусь
ORCID: 0000-0002-4300-3143

А. А. Русаков
Академия информатизации образования
Россия
Русаков Александр Александрович – д.п.н., президент Академии информатизации образования; vmkafedra@yandex.ru
ул. Нижегородская, 32/4; 109029, г. Москва, Россия

Список библиографических ссылок

1. Нейросеть Chat GPT на русском. GPT-chatbot [Электронный ресурс]. URL: https://gpt-chatbot.ru/ (дата обращения: 23.05.2025).

2. Логачева О.М., Логачев А.В. ChatGPT как цифровой помощник в обучении математическим дисциплинам [Электронный ресурс]. URL: https://sgugit.ru/upload/science-and-innovations/conference-ssga/international-scientific-methodical-conference-actual-problems-of-education/collections-of-materials-nmk-2023/part1/088-094.pdf (дата обращения: 23.05.2025).

3. Кузнецов А. Обзор ChatGPT с примерами использования в различных задачах. Искусственный интеллект; исследования и прогнозы в IT [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/708646/ (дата обращения: 23.05.2025).

4. Искусственный интеллект умеет писать стихи, но все еще испытывает трудности с математикой. Онлайн-школа программирования для детей [Электронный ресурс]. URL: https://code-it-school.ru/blog/iskusstvennyj-intellekt-umeet-pisat-stihi-no-vse-eshhe-ispytyvaet-trudnosti-s-matematikoj/ (дата обращения: 23.05.2025).

5. Проверяем, какой ИИ бот лучше решает математические задачи; сравниваем ChatGPT и Gemini на задачах уровня ЕГЭ. Математика; машинное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/sandbox/220498/ (дата обращения: 23.05.2025).

6. Левченко С. ИИ все еще слаб в высшей математике: неутешительные выводы ученых. hi-tech 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/117644-ii-vse-eshe-slab-v-vysshej-matematike-neuteshitelnye-vyvody-uchenyh/ (дата обращения: 23.05.2025).

7. Пантюх С. OpenAI представила новую ИИ-модель o1 для решения сложных задач. hi-tech 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://incrypted.com/openai-predstavila-novuyu-ii-model-o1-dlya-resheniya-slozhnyh-zadach/ (дата обращения: 23.05.2025).

8. Мариносян А.Х. ChatGPT-4 в обучении физике и математике: возможности, ограничения и перспективы совершенствования. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2024; 4(70):95– 115.

9. Казаченок В.В., Русаков А.А. Искусственный интеллект в электронном обучении. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2024; 1-2. URL: https://pcs.bsu.by/2024_1-2/1ru.pdf (дата обращения: 23.05.2025).

10. West C.G. Advances in apparent conceptual physics reasoning in ChatGPT-4 [Electronic resource]. URL: https://arxiv.org/abs/2303.17012. (Date of access: 23.05.2025).

назад